Авиация Airbus A380 - История

25 июня 2011


Оглавление:
1. Airbus A380
2. История
3. Проект
4. Модификации
5. Участие России
6. Заказы и поставки
7. Технические характеристики самолёта
8. Происшествия



Разработка

Airbus начал разработки очень большого пассажирского авиалайнера в начале 90-х, чтобы расширить диапазон своих продуктов и нарушить господствующее положение, которое Boeing занимал в этом сегменте рынка начиная с 1970-х годов со своей моделью «Боинг-747». Макдоннел Дуглас преследовал те же самые цели со своим проектом MD-12. Так как обе компании собирались строить преемника Боинг-747, они знали, что в данном сегменте потребительского рынка найдётся место только для одного подобного самолёта. Каждый знал о риске раскола подобного специализированного рынка, что было наглядно продемонстрировано при одновременном дебюте «Локхид L-1011 Тристар» и «Макдоннел Дуглас DC-10»: оба самолёта отвечали потребностям рынка, но рынок с пользой мог выдержать лишь одну из моделей, что в конечном счёте заставило Локхид покинуть рынок гражданской авиации. В январе 1993 года Боинг и ещё несколько компаний из консорциума Airbus приступили к анализу экономической целесообразности создания очень крупного авиалайнера для пассажирских и грузоперевозок), стремясь сформировать партнёрство, чтобы разделить рынок ограниченной ёмкости.

Airbus А380 в ангаре

В июне 1994 г. Airbus начал развитие своего собственного VLCT, дав ему временное обозначение Airbus 3XX. Airbus рассматривал несколько проектов, включая комбинацию из двух фюзеляжей от Airbus A340, бывшего тогда самым крупным воздушным судном Airbus. В то же время Боинг рассматривал концепцию с «горбом» ближе к носу самолёта, что позволило бы вместить больше пассажиров. Партнёрство по программе VLCT закончилось в 1996 году. А в январе 1997 Боинг свернул свою программу Боинга 747X в связи с Восточно-азиатским экономическим кризисом 1997—2000 гг., который затмевал перспективы рынка. Airbus изменил проект в сторону снижения эксплуатационных расходов на 15-20 % относительно существовавшего на тот момент Боинг 747—400. Проектирование A3XX сошлось на двухпалубной концепции, что позволило бы обеспечить больший пассажирообьём, чем стандартный однопалубный вариант.

19 декабря 2000 года совет директоров недавно реструктуированного Airbus проголосовал за запуск программы A3XX и оценил стоимость программы в 8,8 млрд €. A3XX наконец получил полноценное обозначение как A380. Уже тогда было получено 55 заказов от 6 заказчиков. Обозначение A380 — это разрыв между предыдущими «Airbus» обозначавшимися в последовательности от A300 до A340. Обозначение A380 было выбрано по причине того что цифра 8 напоминает поперечное сечение этого двухпалубного самолёта. К тому же число 8 считается «счастливым» в некоторых азиатских странах-заказчицах. Заключительная конфигурация самолёта была утверждена в начале 2001, и производство первых компонентов крыла A380 началось 23 января 2002 года. Стоимость программы выросла до 11 млрд €, когда был закончен первый самолёт.

Производство комплектующих для самолёта

Главные структурные секции авиалайнера строились на предприятиях во Франции, Великобритании, Германии и Испании. Из-за их размеров в Тулузу они транспортировались не самолётом A300-600 Beluga, а наземным и водным транспортом, хотя некоторые части перевозились при помощи самолётов Ан-124. Компоненты для A380 поставляли такие известные холдинги и компании как Rolls-Royce, SAFRAN, United Technologies, General Electric, и Goodrich.

Судно, транспортёр секций A380 Ville de Bordeaux

Передние и тыловые секции фюзеляжа грузились горизонтальным способом на судно, принадлежащее Airbus «Ville de Bordeaux», в Гамбурге, откуда они отправлялись в Великобританию. Консоли крыла, производились в Филтоне и в Бравтине, затем баржей доставлялись в Мастин где «Ville de Bordeaux» погружало их вкупе с уже имеющимися секциями на борт судна. Затем за ещё некоторыми секциями судно заходило в Сен-Назер, и после судно разгружалось в Бордо. Затем судно принимало нижнюю часть фюзеляжа и секции хвоста в Кадисе и доставляло их в Бордо. Оттуда части A380 транспортировались на барже в Лангон а затем по земле до сборочного цеха в Тулузе. Для доставки частей A380 были расширены некоторые дороги, построены новые каналы и баржи. После всего самолёты отправлялись в Гамбург, где оборудовались и красились. Требуется 3600 литров краски, чтобы покрыть 3100 м² обшивки.

Проведение испытаний

A380 садится после первого полёта

Пять A380 были построены в целях демонстрации и тестирования. Первый А380, серийный номер MSN001 и регистрационный F-WWOW, был представлен на церемонии в Тулузе 18 января 2005 года.

Первый полёт начался в 8:29 по UTC 27 апреля 2005 года. Этот самолёт, оборудованный двигателями Трент-900, взлетел из международного аэропорта Тулузы с лётным экипажем в 6 человек во главе с пилотом-испытателем Жаком Роси. Самолёт успешно приземлился через 3 часа и 54 минуты. 1 декабря 2005 года A380 достиг своей максимальной скорости в 0,96 Маха при пологом пикировании, тем самым начав серию тестовых полётов направленных на исследование диапазона эксплуатационных режимов полёта.

A 380 на вираже

10 января 2006 года, A380 совершил свой первый трансатлантический перелёт, вылетев из Медельина, чтобы проверить самолёт на работу в высокогорном аэропорту, и сев в Икалуите, столице Нунавута, для тестирования в холодных погодных условиях.
В начале 2006 года в ходе статических испытаний, проходивших на авиазаводе в Тулузе, крыло одного из A380 неожиданно треснуло при достижении нагрузки 145 % от номинальной, в то время как согласно нормам авиационной безопасности оно должно выдерживать нагрузку в 150 % от номинальной. Руководство консорциума Airbus приняло решение внести изменения в конструкцию крыла А380 с целью повысить его прочность. Усиливающие элементы в совокупности увеличили вес планера самолёта на 30 кг, из которых 14 кг пришлось на крепежные болты.
26 марта 2006 года A380 прошёл эвакуационную сертификацию в Гамбурге. При том, что в общей сложности из 16 выходов 8 было заблокировано, 853 пассажира и 20 членов экипажа эвакуировались за 78 секунд при требованиях по стандартам сертификации эвакуации 90 секунд.. Три дня спустя Европейское агентство безопасной авиации  и Федеральное управление авиации США дали своё одобрение на возможность перевозки Airbus A380 до 853 пассажиров. 25 августа 2006 состоялся первый полёт A380 с двигателями GP 7200.

4 сентября 2006 года состоялось первое лётное испытание A380 с пассажирами на борту из серии полётов, совершённых с целью проверить комфортабельность и качество пассажирских услуг. Самолёт вылетел из Тулузы с 474 сотрудниками Airbus на борту. В ноябре 2006 года состоялось немало тестовых полётов с целью проверки работоспособности самолёта в условиях стандартного эксплуатационного режима на авиалинии. 12 декабря модель A380-841 и модель A380-842 на объединённой церемонии во французской штаб-квартире компании получили сертификаты от EASA и FAA Модель A380-861 получила сертификат 14 декабря 2007 года.
На февраль 2008 года, пять A380 налетали в общей сложности 4565 часов и совершили 1364 полёта включая проверку на работу на авиалинии и демонстрационные полёты.

Проблемы с производством и доставкой

Сравнение четырёх самых больших самолётов мира:
Hughes H-4 Hercules
Airbus A380-800
Boeing 747-8 Intercontinental
Ан-225 «Мрия»

На начальном этапе производство Airbus A380 было осложнено тем, что в каждом самолёте требовалось проложить 530 километров электропроводки. Airbus, в частности, ссылался на сложность прокладки проводки в кабине пилота, на то, что этот отдельный, параллельный проект должен удовлетворять требованиям каждой авиакомпании, на контроль за изменениями в конструкции и контроль за изменениями технической документации. Немецкие и испанские заводы Airbus продолжали использование САПР CATIA версии 4, тогда как британские и французские перешли на CATIA версии 5. Это, по крайней мере частично, вызвало некоторые проблемы в области контроля за изменениями в конструкции, так как прокладка алюминиевых электропроводов требовала соблюдения специальных правил, включая использование нестандартных единиц измерения и радиусов изгиба: проблемы были связаны с тем, что версии ПО работали под разными платформами..
О первой задержке Airbus объявил в июне 2005 года и уведомил авиакомпании о том, что поставки задержатся на 6 месяцев. Это сократило количество плановых поставок к концу 2009 со 120 до 100-90. 13 июня 2006 Airbus объявил о второй задержке в графике поставки на ещё шесть-семь месяцев. Хотя первая поставка была запланирована на конец 2006 года, поставки в 2007 году сократились всего на 7 самолётов, а к концу 2009 до 80-70. Такое объявление вызвало 26 % падение акций EADS, «родителя» Airbus, и привело к уходу с поста генерального директора EADS Ноэля Форгрида, генерального директра Airbus Густава Хумберта и руководителя программы A380 Чарльза Чемпьона. 3 октября новый генеральный директор Airbus после завершения обзора программы объявил о третьей задержке, отодвинув первую поставку на октябрь 2007 года. В 2008 году поставлено 12 самолётов, в 2009 поставлено заказчикам 14 самолётов, в 2010 — 27, а с 2011 планируется установить ежегодную производственную норму в 45 самолётов. Задержка также увеличила нехватку дохода, предполагавшуюся Airbus до 2010 года до 4.8 миллиардов €.
Так как Airbus сделал работы над A380-800 более приоритетными, чем над A380-800F, заказы на A380-800F либо были отменены, либо поменялись на заказы A380-800. Airbus приостановил работы над грузовым судном, но заявил, что грузовой A380 по-прежнему остаётся предполагаемым, во всяком случае, на март 2008 у Airbus ещё не было определённой даты выхода грузовой версии.

Ввод в эксплуатацию

Первый проданный самолёт был сдан заказчику 15 октября 2007 после длительной фазы приёмо-сдаточных испытаний и поступил на службу 25 октября 2007 года, совершив коммерческий рейс между Сингапуром и Сиднеем. 2 месяца спустя президент компании «Singapore Airlines» Чю Чонг Сенг заявил, что A380 работает лучше, чем ожидалось, и потребляет на пассажира на 20 % меньше топлива, чем имеющиеся у компании Боинги 747—400. Второй A380 для «Singapore Airlines» был передан Airbus 11 января 2008 года и был зарегистрирован как 9V-SKB. До 18 марта 2008 года «Singapore Airlines» управляла своими двумя самолётами в 471-местной конфигурации при полётах между Сингапуром и Сиднеем. После поступления третьего самолёта было решено расширить количество аэромаршрутов маршрутом Сингапур-Лондон. 18 марта 2008 года A380 «Singapore Airlines» успешно сел в аэропорту Хитроу, совершив тем самым первый коммерческий вылет самолёта в Европу. Четвёртый A380 «Singapore Airlines», поступивший в распоряжение компании с 26 апреля, летает по маршруту Сингапур-Токио с 20 мая. Перспективными маршрутами «Singapore Airlines» назвала следующие: Сингапур — Сан-Франциско, прямые рейсы в Париж и Франкфурт, маршрут Гонконг, Мельбурн — Сингапур.

25 января 2008 года A380 «Qantas» совершил свой первый полёт. «Qantas» заявил, что первоначально будет использовать A380 в 450-местной конфигурации, на своём маршруте Мельбурн-Лос-Анджелес. Последующие маршруты могут включать Сидней — Лос-Анджелес, и Мельбурн-Лондон, Сидней-Лондон.

Первый самолёт с двигателем GP7270 от «Engine Alliance» совершил свой первый полёт 4 сентября 2007 года. В распоряжение «Emirates Airline» он должен поступить в сентябре 2008 года и совершить свой первый полёт в Нью-Йорк 1 октября 2008 года, 1 декабря в Лондон и в Окленд через Сидней 1 февраля 2009 года. Air France сообщила, что намерена в будущем для своих A380 открыть следующие маршруты: Париж—Монреаль, Нью-Йорк.

На март 2008 Airbus было собрано 27 A380, и ожидался первый самолёт с новой электросистемой. Этот самолёт совершил первый полёт в последних числах марта 2008 года.

Хронология

Прототип самолёта А380 в ангаре. Дрезден, апрель 2005 года
Первый полёт Airbus А380 27 апреля 2005 года
A380 на Парижском авиасалоне-2005.
  • Представлен 18 января 2005 в Тулузе.
  • Первый испытательный полёт Airbus А380 совершил 27 апреля 2005 в Тулузе. Первоначально планировалось совершить этот полёт в первом квартале 2005.
  • Первый трансатлантический перелёт с пассажирами на борту, имитирующий обычный рейсовый полёт 19 марта 2007, самолёт приземлился в международном аэропорту им. Джона Кеннеди. Огромному авиалайнеру немецкой авиакомпании Люфтганза, вылетевшему из Франкфурта, потребовалось на перелёт примерно 8 часов. В Нью-Йорк прилетели 519 пассажиров и 23 члена экипажа. Пассажирами дебютного перелёта стали сотрудники компании Airbus, создавшей этот колоссальный пассажирский лайнер, и немецкой авиакомпании Люфтганза, а также журналисты. Через пятнадцать минут в международном аэропорту Лос-Анджелеса приземлился другой А-380. Лайнер коснулся посадочной полосы в 09:28 по местному времени. Он вылетел из французского города Тулуза, где расположена штаб-квартира корпорации Airbus.
  • 15 октября 2007 года было объявлено о первой поставке этого авиалайнера компании Singapore Airlines. Самолёт выполнен в трёхклассной компоновке и вмещает 471 пассажира.
  • 25 октября 2007 года А380 компании Singapore Airlines совершил первый коммерческий рейс. Самолёт вылетел из Сингапура в 08.16 и, проведя в небе 7,5 часов, благополучно приземлился в Сиднее. Первый рейсом отправились 455 пассажиров, также на борту находились около 30 членов экипажа, включая четырёх пилотов. В честь этого исторического события всем пассажирам раздали памятные сертификаты, напоив во время рейса шампанским. Минимальная цена билета на первый рейс лайнера составляла 550 долларов. За максимальную сумму — 100 тысяч 380 долларов — выкупил два места класса «люкс» британец Джулиан Хейвард, которому предоставили право первым из пассажиров подняться на борт.
  • 11 января 2008 года второй лайнер А380 был передан авиакомпании Singapore Airlines. Как и первый A380, самолёт имеет 471 пассажирское место в трёх классах комфортности.
  • 18 марта 2008 года A380 совершил первый коммерческий рейс в Европу. Самолёт компании Singapore Airlines вылетел из сингапурского аэропорта Чанги и, проведя в воздухе около 13 часов, успешно приземлился в лондонском Хитроу. Самолёт был оснащён двигателями Trent 900 производства Rolls-Royce.
  • 28 июля 2008 года состоялась передача первого лайнера A380 авиакомпании Emirates Airline. Самолёт имеет 489 пассажирских мест. Церемония, на которой присутствовало свыше пятисот гостей, прошла в немецком городе Гамбург.
A380 в международном аэропорте Домодедово, 16 и 17 октября 2009
  • 16 октября 2009 года в 11:56 по пути из Тулузы в Сеул А380 совершил первую посадку на территории России — в Московском аэропорту Домодедово — единственном в тот момент в стране, готовом принимать подобные самолёты.
  • 20 ноября 2009 года — первый коммерческий перелёт через Атлантику. Парижский аэропорт Руасси — Нью-Йорк.
  • Декабрь 2010 года — пять авиакомпаний эксплуатируют 41 аэробус А380.
  • Декабрь 2010 года — построено 56 аэробусов А380.
  • 2005—2011 59 лётных экземпляров для авиакомпаний Airbus,Prince Al-Walid,Singapore Airlines,Emirates Airline,Qantas Airways,China Southern,Air France,Korean Air,Lufthansa сделали свой первый полёт.
  • Январь 2011 года — построено 59 аэробусов А380.
  • Январь 2011 года — пять авиакомпаний эксплуатируют 43 аэробуса А380.
  • 30 апреля 2011 года — новосибирский аэропорт Толмачево стал вторым аэропортом в России, получившим сертификат на приём Airbus А-380.
  • 17 июня 2011 года - 6 авиакомпаний эксплуатируют 50 аэробусов А380.

Коммерческая эксплуатация в настоящее время

По состоянию на август 2011 года самолёты А380 состоят в парке шести авиакомпаний.

  • Авиакомпания Singapore Airlines использует А380 для полётов из Сингапура в Сидней, Лондон, Париж, Токио, Цюрих, Мельбурн, Гонгконг, Франкфурт, с марта 2011 года в Лос-Анжелес.
  • Авиакомпания Qantas Airways использует А380 на маршрутах из Сиднея в Лос-Анжелес, из Сиднея через Сингапур в Лондон, из Мельбурна в Лос-Анжелес, из Мельбурна через Сингапур в Лондон

После инцидента с разрушением в полёте двигателя Rolls-Royce Trent 900 4 ноября 2010 года Quantas приостановила полёты всех своих A380 до расследования инцидента.

  • Авиакомпания Emirates Airline использует А380 на маршрутах из Дубая в Лондон, Манчестер, Бангкок, Торонто, Париж, Сидней, Окленд, Сеул, Пекин, Сингапур, Джидду, Гонконг и Нью-Йорк, Шанхай, с 1 октября в Йоханнесбург, с 1 декабря 2011 года в Рим с 1 января 2012 год в Мюнхен, а также возможное открытие рейсов с 2012 в Коломбо, с 2013 года в Москву, возможно открытие рейса в Мельбурн.
  • Авиакомпания Air France использует A380 на маршруте из Парижа в Нью-Йорк, Йоханнесбург, Сан-Франциско, Токио, Монреаль, Вашингтон, также планируется в 2011 году запуск рейса в Мехико
  • Авиакомпания Lufthansa использует А380 на маршрутах из Франкфурта в Токио, Пекин и Йоханнесбург, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Майами, планируется открыть рейсы в Дели и Сингапур.
  • Авиакомпания Korean Air планирует использовать A380 на маршрутах из Сеула с августа 2011 года в Нью-Йорк, с сентября в Париж с октября 2011 года в Лос-Анжелес


Просмотров: 20005


<<< Airbus A350
Airbus A400M >>>