Авиация Авиакатастрофа в Смоленске 10 апреля 2010 года - Экипаж

23 января 2011


Оглавление:
1. Авиакатастрофа в Смоленске 10 апреля 2010 года
2. Самолёт
3. Экипаж
4. Полёт
5. Ликвидация последствий катастрофы
6. Окончательные выводы комиссии МАК
7. Замечания Республики Польша по проекту окончательного отчета МАК
8. Окончательный доклад Комиссии по расследованию авиационных происшествий Польши
9. Пассажиры самолёта
10. Последствия для Польши
11. Международная реакция
12. Увековечение памяти о погибших в авиакатастрофе
13. Фотографии с места катастрофы



Самолётом управлял экипаж 36-го специального транспортного авиаполка воздушных сил Польши. В ходе расследования польской стороной не была предоставлена подробная программа подготовки летного состава. Регулярные периодические тренировки на тренажере для отработки навыков взаимодействия и технологии работы экипажа, в том числе в особых случаях в полёте, не проводили.

Полёт выполнялся 4-членным составом экипажа: командир воздушного судна, второй пилот, штурман и бортмеханик. В подразделении отсутствовала Инструкция по взаимодействию и технология работы членов экипажа для 4-членного состава экипажа. Полёты выполнялись непосредственно с использованием РЛЭ самолёта, разработанного под минимальный состав экипажа, то есть 3 человека.

Экипаж был сформирован за несколько дней до полёта.

Состав экипажа
  • командир воздушного судна — капитан Аркадиуш Протасюк, общий налёт 3480 часов, из них в качестве командира воздушного судна Ту-154 — 530 часов;
  • второй пилот — майор Роберт Гживна, налёт общий 1930 часов, из них в качестве второго пилота Ту-154 — 160 часов;
  • штурман — поручик Артур Зентек, налёт 1070 часов, на Ту-154 в качестве штурмана — 30 часов;
  • бортмеханик — хорунжий Анджей Михаляк, налёт 290 часов, из них на Ту-154М — 235 часов;
  • стюардессы — Барбара Мацейчик, Наталия Янушко, Юстина Монюшко.

В процессе предполётной подготовки экипаж получил под подпись метеоданные, которые включали в себя фактическую погоду и прогноз по аэродрому вылета, запасным аэродромам, а также прогноз погоды по маршруту полёта. Фактической погоды и прогноза по аэродрому назначения Смоленск «Северный» на момент вылета экипаж не имел. Актуальных аэронавигационных данных по аэродрому назначения Смоленск «Северный», включая действующие НОТАМ, экипаж не имел.

За три дня до авиакатастрофы командир воздушного судна Аркадиуш Протасюк в качестве второго пилота входил в состав экипажа этого же воздушного судна, выполнявшего полёт в Смоленск с польским премьером Дональдом Туском на борту. Экипаж летел в таком составе второй раз в жизни. Первый раз — для оказания гуманитарной помощи Гаити.

Каждому военному члену экипажа посмертно было присвоено очередное воинское звание.

Многие комментаторы предположили в качестве одной из возможных причин катастрофы давление со стороны президента на экипаж. Случай такого давления уже имел место: 12 августа 2008 года во время российско-грузинского вооруженного конфликта Лех Качиньский требовал изменить первоначальный маршрут и посадить самолёт в Тбилиси, но командир экипажа Гжегож Петручук отказался выполнить президентский приказ, не рискнув жизнями руководителей Польши, Латвии, Литвы, Эстонии и Украины, находившихся на борту самолёта, и приземлился в азербайджанском аэропорту Гянджа. Обязанности второго пилота в том рейсе выполнял Аркадиуш Протасюк. Впоследствии Гжегож Петручук был награждён серебряной медалью Министерства обороны Польши, несмотря на угрозы со стороны президента, однако в дальнейшем он был отстранен от полётов особой важности. На этот раз данного пилота не было на борту. По мнению эксперта по авиации доктора Томаша Шульца из Вроцлавского политехнического университета, случай, происшедший 12 августа 2008 года, мог сыграть существенную роль в катастрофе Ту-154, так как пилоту не хватило смелости, чтобы не подчиниться приказу президента.

Командование 36-го авиаполка перед полётами в Смоленск через посольство в Москве просило выделить российского штурмана для помощи в навигации и проведения переговоров с военными диспетчерами на русском языке, но в последующем польская сторона от лидеровщика отказалась.



Просмотров: 10963


<<< Авиакатастрофа в Перми 14 сентября 2008 года
Авиакатастрофа над Чёрным морем 4 октября 2001 года >>>