Авиация Blohm & Voss BV 138 - Эксплуатация

30 июня 2011


Оглавление:
1. Blohm & Voss BV 138
2. Конструкция
3. Вооружение
4. Эксплуатация
5. ТТХ



В разное время самолеты BV 138 входили в состав следующих авиационных частей:

  • 406-я группа береговой авиации
  • 506-я группа береговой авиации
  • 906-я группа береговой авиации
  • 906-я группа береговой авиации
  • 125-я группа дальней разведки
  • 126-я группа дальней разведки
  • 129-я группа дальней разведки
  • 130-я группа дальней разведки
  • 131-я группа дальней разведки
  • 138-я тренировочная эскадрилья береговой авиации
  • 1-я группа самолетов искателей мин
  • 108-я боевая группа особого назначения

Впервые ВV.138A-1 были применены во время вторжения в Норвегию в апреле 1940 года. Два первых экземпляра прошли сокращённый цикл испытаний и были приданы 108-й боевой группе особого назначения. В составе этой группы они осуществляли транспортные перевозки в Ставангер, Тронхейм и Бодо.

В июне 1940 года из десяти ВV.138A-1 в Хёрнуме была сформирована 1-я эскадрилья 506-й группы береговой авиации. В октябре 1940 года она была переведена в Бискайский залив. К концу года туда же была переброшена и укомплектованная ВV.138A-1 2-я эскадрилья 906-й группы. Боеготовность эскадрилий была низкой из-за проблем с двигателями, винтами и пушкой. Кроме того, эксплуатация в Бискайском заливе при плохих погодных условиях конца 1940 года показала недостаточность мер по усилению корпуса. В середине 1940 года обе эскадрильи были выведены из Франции для переоснащения на ВV.138B и С и в конце 1941 года вошли в состав командования «Остзее» на Балтике.

Первой эскадрильей, получившей ВV.138B, стала 2-я эскадрилья 406-й группы. Весной 1940 года в Хёрнуме она прошла перевооружение с Do-18 на ВV.138. В июле 1940 года 2./Кu.Fl.Gr 406 была переброшена в Норвегию в Тромсе и приступила к операциям против арктических конвоев. По мере производства BV.138, они поступали на вооружение частей Норвегии в Банаке, Тромсё и Тронхейме. BV.138 входили в состав размещавшихся здесь 1-й и 2-й эскадрилий 130-й группы дальней разведки, 1-й и 2-й эскадрилий 131-й разведывательной группы и 3-й эскадрильи 906-й группы. В конце 1941 года 3-я эскадрилья 125-й группы/SAGr 125) была с Балтики переведена в Констанцу на Черное море и действовала там до лета 1944 года, ведя разведку и проводя бомбардировки кораблей.

Модификации ВV.138B и ВV.138C показали себя надёжными и эффективными машинами. Возросшая прочность корпуса позволяла выдерживать тяжелые повреждения от огня противника. Вкупе с высокой мореходностью это также позволило использовать новые тактические приёмы. ВV.138 могли вылетать в Атлантику, садится на воду и дрейфовать до появления конвоя. Кроме того, ВV.138 имели возможность осуществлять дозаправку с подводных лодок.

Меры по упрощению обслуживания самолета привели к тому, что даже относительно сложный ремонт мог производиться силами экипажа в открытом море. Большая продолжительность полета сделала ВV.138 очень эффективным патрульным самолетом. Наличие трёх огневых точек с хорошими зонами обстрела позволяло ВV.138 не только успешно защищать себя, но даже атаковать гидросамолёты противника. Так, вскоре после дебюта в Норвегии ВV.138 записали на свой счёт сбитый над Скагерраком истребитель «Бленхейм» и «Каталину», сбитую над Северным морем. При проводке арктических конвоев отмечались случаи атаки ВV.138 на разведывательные гидросамолеты кораблей эскорта.

С сентября 1942 года союзники начали применять для защиты арктических конвоев эскортные авианосцы и тихоходным ВV.138 пришлось нелегко. Одна из летающих лодок, наблюдавшая за PQ-18, в результате 90-минутного боя с истребителями «Си Харрикейн»-IIС с авианосца «Эвенджер» вернулась на базу с серьезными повреждениями.

В 1943 году ВV.138 вновь появились над Бискайским заливом. В июле в Бискароссо была организована 129-я группа дальней разведки, в которую вошли ВV.138 из 3-й эскадрильи 406-й авиагруппы и несколько летающих лодок ВV.222. В течение следующего месяца эскадрилья подвергалась бомбежкам и обстрелам английских истребителей-бомбардировщиков, в результате которых потеряла несколько летающих лодок. Несмотря на это, несколько летающих лодок продолжали действовать в Атлантике и Бискайском заливе вплоть до ухода немцев из Бискароссо в августе 1944 года.

В 1943 году ВV.138 появились и на Средиземном море. С весны 1943 года на Крите действовала укомплектованная ВV.138C 3-я эскадрилья 126-го морского полка дальней разведки.

К весне 1944 года количество ВV.138C в действующих частях сильно сократилось. Связано это было как с прекращением их производства, так и высокими потерями в условиях полного превосходства противника в воздухе. Последнее применение зафиксировано 1 мая 1945 года, когда один из ВV.138 из 3-й эскадрильи 130-й авиагруппы, базировавшейся в Копенгагене, совершил ночью посадку на одном из озер возле Берлина. Он должен был вывести двух курьеров. Но, из-за неразберихи с документами, вместо них пилот обер-лейтенант Вольфганг Клемуш вывез в Копенгаген 10 раненых.



Просмотров: 3802


<<< Bachem Ba 349 Natter
Blohm & Voss BV 141 >>>