Авиация Бортовая система электроснабжения летательных аппаратов - Распределительные сети

23 января 2011


Оглавление:
1. Бортовая система электроснабжения летательных аппаратов
2. Генераторы
3. Преобразователи тока
4. Привод постоянных оборотов
5. Выпрямительные устройства
6. Бортовые аккумуляторные батареи
7. Распределительные сети
8. Обслуживание



Одна из распредпанелей самолёта со снятой крышкой.
Дифференциально-минимальное реле ДМР-600Т

Бортовая электрическая сеть представляет собой сложную систему каналов передачи электроэнергии от источников к приёмникам и состоит из шин, электропроводки, распределительных устройств, коммутационной и защитной аппаратуры. Сети условно делятся на централизованные, децентрализованные и смешанные. В централизованной сети электроэнергия подводится вначале к шинам центральных распределительных устройств, а затем к периферийным распределительным устройствам - распределительным панелям, распределительным коробкам и распределительным щиткам, для питания всего бортового оборудования ЛА. В децентрализованной БЭС ЦРУ отсутствуют в принципе и распределение электроэнергии производится сразу по РК и РП потребителей. Также существует БЭС смешанного типа, имеющая признаки централизованной и децентрализованной сети. Для повышения надёжности применяется деление бортсети на, например, сеть постоянного тока левая и правая, или сеть первого, второго или третьего генераторов.

Сети могут питаться от параллельно работающих генераторов, при этом отказ одного, к примеру, генератора не приводит к обесточиванию сети. Применяется также перекрёстное питание - сеть №1 питается от генератора №1 и №3. В свою очередь, сеть №2 питается от генератора №2 и №4. Если принять, что мощности одного генератора достаточно для питания всех потребителей этой сети, тогда получается, что в случае отказа одного двигателя и, соответственно, остановки двух генераторов - это никак не отразится на электроснабжении самолётных систем.

В случае отказа генератора сеть автоматически подключится к соседней исправной сети. В случае неисправности в самой сети, например, коротком замыкании, сеть остаётся обесточенной, но часть потребителей этой сети могут быть переключены на питание от другой сети. Небольшая часть БЭС, к которой подключены потребители первой категории, питается от аккумуляторной шины напрямую в течение всего полёта. Часть оборудования подключается к шинам двойного питания, которые в нормальном режиме работают от генераторов, но в случае аварии автоматически подключаются к аккумуляторной шине. Такая сложная система коммутации сетей преследует только одну цель - максимальное повышение живучести электропитания ЛА при разнообразных отказах и повреждениях. На более современных летательных аппаратах применяется автоматический контроль параметров работы генераторов и элементов бортсети цифровыми устройствами.

На больших самолётах количество РК, РП и РУ может достигать нескольких десятков, а общая длина проводки - сотен километров. При этом все без исключения потребители имеют защиту от токовых перегрузок и КЗ - автоматы защиты сети, плавкие предохранители различных типов и силы тока - от 0,5 до 900 ампер. Как правило, вся коммутационная и защитная аппаратура компактно сосредотачивается в распределительных устройствах, для удобства обслуживания и монтажа.



Просмотров: 11218


<<< Бортовая сеть
Бортовой самописец >>>