Авиация Х-22 - Тактико-технические характеристики

01 июля 2011


Оглавление:
1. Х-22
2. Конструкция
3. Модификации
4. Тактико-технические характеристики
5. Эксплуатанты



  • Длина: 11,65-11,67 м
  • Диаметр: 0,9-0,92 м
  • Высота ракеты: 1,81 м
  • Размах крыла: 2,99-3,0 м
  • Стартовая масса: 5635-5780 кг
  • Скорость полёта: 3,5-4,6 М
  • Дальность стрельбы: 140—300 км
  • Высота полета: 22,5-25 км
  • Высота применения: 10 км
  • Система наведения: АРЛГСН или ПРЛГСН или инерциальная ПСИ
  • Боевая часть: масса БЧ 630—900 кг
    • Термоядерная 0,35-1,0 Мт,
    • Фугасно-куммулятивная,
  • Двигатель: ЖРД С5.44
    • Тяга: до 13,4 кН
  • Запас топлива: 3000 кг
  • Топливо: ТГ-02
  • Окислитель: АК-27И
  • Тип ПУ: БД-294, БД-45К, БД-45Ф, БД-206

Помехозащищенность

Недостаток ракеты: низкая помехозащищенность, ГСН ракеты работает на фиксированных частотах. При радиоэлектронном противодействии противника пуск ракеты невозможен

Применение

Ракетами Х-22 разных модификаций вооружались четыре самолёта носителя — Ту-16,Ту-22К, Ту-22М, Ту-95К-22. С 1968 по 1991 Ту-16-ми нёсших по две ракеты на внешней подвеске был вооружён 444-й бомбардировочный полк. В 1965-68 годах самолёты Ту-22К находились на вооружении трёх полков 15 гв. Гомельской ТБАД — 341 ТБАП, 121 гв. ТБАП и 203 гв ТБАП. Первый практический пуск выполнен экипажем 203 ТБАП в 1968 году Цели дивизии находились в северо-западной и центральной Европе. Также отрабатывались атаки корабельных группировок в различных боевых порядках, в том числе и на предельно малых высотах. Применение ракетоносцев Ту-22К оснащенных ракетами Х-22 по целям типа АУГ планировалось выполнять группами самолетов составом, вплоть до авиаполка по различным схемам — от фронтального удара с одного направления, до разведения носителей на три группы с выстраиванием их в две волны и применением в авангарде уже запущеных ракет самолетов постановщиков помех. Распределение целей в ордере между ракетами осуществлялось операторами самолётов — ракетоносцев по согласованию с ведущим самолетом. Пуск производился группой после согласования взятия целей группой на сопровождение. Задача полка считалась выполненной, при поражении авианосца. Машины Ту-22 сняты с вооружения в 1992 году.

Самолёты Ту-22М в 1973 г поступили в 33 ЦБП и ПЛС в г. Николаеве. В 1974 г. началось перевооружение 943 МРАП ЧФ. Затем в 1976 году вооружился 240 МРАП из Быхова. Далее — 5 МРАП, 924 МРАП, 574 МРАП, 568 и 570 МРАПы. В ДА новые самолёты поступили несколько позже. Первым получил партию из пяти Ту-22М2 полтавский 185 гв. ТБАП в 1974 году. Ту-22М3 продолжают эксплуатироваться в Дальней и Морской авиации РФ.

Самолёты Ту-95К-22 переоборудовались из Ту-95КМ. Процесс оказался сложным и трудоёмким, поэтому на вооружение Ту-95К-22 были приняты в 1987 г. На вооружении эти машины находились в двух полках ДА — 182 гв. ТБАП в Моздоке и 1226 в Семипалатинске. Целями этих полков были АУГ в Средиземном море и Индийском океане. Сейчас Ту-95К-22 не эксплуатируются.

В техническом плане подготовка ракеты к применению трудоёмка и чрезвычайно опасна из-за использования высокотоксичных компонентов ракетного топлива. Экипировка техников-ракетчиков включает защитный спецкостюм из толстой резины и изолирующий противогаз. При выполнении заправки принимаются серьёзные меры предосторожности — в режиме готовности находится аварийная команда. Техники РТБ, работающие с топливом, никогда не будут работать с окислителем, и наоборот. В строевых частях стараются избегать заправлять ракеты и даже по учениям ракеты не заправляют, если не ожидается реальных пусков. Разработан и серийно выпускался имитатор Х-22, который содержит оборудование ракеты и позволяет тренировать экипажи. Имитатор можно подвешивать как на боевые Ту-22М3, так и на учебный самолёт Ту-134УБК.



Просмотров: 5466


<<< Х-20
Х-35 >>>