Авиация К-10С - Эксплуатация

23 января 2011


Оглавление:
1. К-10С
2. Конструкция
3. Тактико-технические характеристики ракет К-10
4. Эксплуатация



Переучивание личного состава велось в Николаевском 33 ЦПБ и ПЛС и в 540 инструкторском полку. С появлением на вооружении АВМФ ракет К-10 минно-торпедные авиационные полки стали переименовываться в морские ракетоносные. Первыми среди строевых частей осваивали ракетное оружие 924-й и 987-й МТАП 5-й Краснознамённой Киркинесской минно-торпедной авиационной дивизии Северного флота. Затем переучивался 5 МТАП ЧФ, 574 МРАП СФ и 170 МРАП БФ. Практические пуски ракет К-10 начались в 1960 году. Экипажи, взлетая с Николаевского аэродрома Кульбакино, работали по притопленному на мелководье танкеру «Чкалов» в Каспийском море.

Балочный держатель БД-238, установленный в грузоотсеке самолёта, имел механизм уборки и выпуска ракеты, позволявший транспортировать её в полуутопленном положении. Над балочным держателем, в пространстве грузоотсека находился топливный бак на 500 кг керосина, который использовался при запуске и выводе на форсаж двигателя ракеты до отцепки. В том же отсеке находилась аппаратура ракетного вооружения, дополнительные электромашинные преобразователи, а в задней части подвешивалась бочкообразная гермокабина штурмана-оператора.

Наведение ракеты К-10С осуществлялось комбинированным способом, так как из-за ограничений бортовой аппаратуры устойчивый захват цели ГСН были возможен только с небольшого расстояния. После запуска двигателя и отцепки ракета просаживалась вниз на 1000—1500 метров, затем переходила в горизонтальный полёт со стабилизацией барометрической высоты. С 70 секунды управление переводилось на командный режим по лучу самолётной РЛС, осуществившийся оператором по азимуту. На удалении от цели 105 км ракета по команде с носителя переводилась в пикирование 13-18°. Начиная с высоты 2400 м угол снижения уменьшался до 3-7°. Ракета снижалась до 800—1000 метров и снова стабилизировалась по высоте. На удалении 15-20 км от цели включалась ГСН, выполнялся захват и автосопровождение до самого попадания. Сближение самолёта-носителя с целью при этом не превышало 150 км. При пуске ракеты К-10СД с предельной дальности удавалось выходить из атаки на удалении 265 км.

В 1960—1962 годах ракетным комплексом К-10 были вооружены: 2 МРАД ЧФ, 5 МРАД СФ, 25 и 143 МРАД ТОФ, 57 МРАД БФ. К началу 80-х годов в АВМФ насчитывалось около 200 ракетоносцев Ту-16К-10. Окончательное снятие с вооружения К-10 произошло со списанием в 1994 году всех Ту-16. Ракета К-10 ядерной БЧ пускалась по условной цели на Новой Земле.


Самолёты Ту-16К-10 активно эксплуатировались на всех флотах Советского Союза. 21 сентября 1964 года 3 эскадрильи ракетоносцев СФ на малой высоте прорвались к эскадре кораблей НАТО, проводившей учения «Тим Уорк-64» в северной Атлантике, и условно разгромили всю супостатскую группировку. Ракетный удар выполнялся с трёх направлений и никаких ответных действий вероятный противник не предпринимал. В ходе учений «Океан-70» был выполнен межфлотский манёвр — 10 самолётов 143 МРАД с ТОФ перелетели на СФ и отработали по целям на Кольском полуострове. Ту-16К-10 ВВС БФ 8 ноября 1975 года поднимались на перехват мятежного СКР «Сторожевой». К счастью, применять ракеты по реальной цели не пришлось.

В 1964 году произошёл случай атаки ракеты К-10С на японскую шхуну «Шино Мару». Шхуна проходила в запретной зоне полигона «Мыс Тык», где работал экипаж Ту16К-10 169 МРАП 25 МРАД. Ракета, включив ГСН, обнаружила новую цель, перенацелилась и взорвалась в 400 метрах от шхуны. Двигатель ракеты прошил шхуну насквозь, обломками повредило надстройки. Японцы срочно направились в порт Хомск для ремонта и оказания медицинской помощи раненым морякам. Международного скандала удалось избежать, отчасти потому, что японская сторона искренне считала, что в судно попали обломки советского истребителя и выражали соболезнование по погибшему лётчику.



Просмотров: 3675


<<< Гарпун (противокорабельная ракета)
КС-1 Комета >>>