Авиация Катастрофа Ми-26 в Чечне 19 августа 2002 года - Жертвы

23 января 2011


Оглавление:
1. Катастрофа Ми-26 в Чечне 19 августа 2002 года
2. Жертвы



В результате падения вертолёта, пожара и подрывов на минах в общей сложности погибло 127 человек. 117 человек погибло на месте и ещё 10 скончались впоследствии в госпиталях. 20 августа Президент России Владимир Путин объявил 22 августа днём траура в России.

Расследование

Следствие установило, что основной причиной авиакатастрофы является поражение вертолёта ракетой из ПЗРК «Игла», а причиной большого количества жертв является двукратный перегруз вертолёта, из-за которого пилотам было затруднительно совершить безопасную аварийную посадку.

Применение по вертолету ПЗРК

Из материалов судебного следствия, протоколов допросов, показаний и приобщенной к делу видеозаписи теракта, следует, что преступление совершили пять членов банды. 19 августа 2002 года они прибыли в 6-й микрорайон Грозного, расположенный неподалеку от базы «Ханкала». Там в полуразрушенном двухэтажном доме на улице Тухачевского они оборудовали позицию для стрельбы. Задача была поразить любой вертолёт, маршрут которого из Моздока пролегал через 6-й микрорайон. В 16.54 над Ханкалой появился вертолёт Ми-26, летевший на базу в Ханкале. В направлении вертолёта был осуществлён пуск ракеты из ПЗРК «Игла». Через пять секунд ракета на высоте 180-200 метров поразила правый двигатель вертолёта.

29 апреля 2004 года Ростовский областной суд признал Доку Джантемирова виновным в терроризме и убийстве и приговорил к пожизненному заключению с отбыванием наказания в колонии особого режима. По версии следствия, Джантемиров по вертолету не стрелял, однако он подготовил зенитный ракетный комплекс «Игла», передал его стрелку, отдал команду на поражение, крикнув по-чеченски «Пускай!», а потом заснял гибель вертолета на видеокамеру.

3 сентября 2008 года Верховный суд Чеченской республики повторно приговорил к пожизненному заключению Султана Мациева, Шамсутдина Салаватова и Висхана Хабибулаева. В июле 2005 года осуждённые Салаватов, Мациев и Джантемиров получили пожизненное заключение, а Висхан Хабибулаев — 13 лет колонии. Как было установлено, Султан Мациев в феврале 2000 года решил создать собственную боевую группу, куда вошли Шамсутдин Салаватов и Висхан Хабибулаев. Спонсировал их Шамиль Басаев, который в 2001 году выделил деньги на закупку переносных зенитно-ракетных комплексов и прикомандировал к группе Доку Джантемирова. В конце 2001 года им удалось купить в Грузии и тайно перевезти в Чечню восемь ПЗРК «Игла». Из них были сбиты три вертолёта Ми-8, а также Ми-26 под Ханкалой.

Перегруженность вертолёта

Причиной большого количества жертв является грубое нарушение правил полётов вследствие почти двукратного перегруза. В технических документах на вертолет Ми-26 записано, что он может при условии полной заправки перевозить 82 человека, или же груз весом 20 тонн. Всего на борту Ми-26 находилось почти 150 человек. Это произошло как и из-за нелётной погоды, и как следствие большого количества военнослужащих, ожидающих в Моздоке отправки в Чечню, так и из-за хронической нехватки военно-транспортных вертолётов. Из-за чего нарушался приказ Министра обороны №225 от 1997 года, который запрещал перевозку личного состава на вертолетах Ми-26, Ми-6 и Ми-14.

7 сентября 2002 года министр обороны России Сергей Иванов публично огласил приказ №059, в котором выговор был объявлен заместителю министра обороны Николаю Кормильцеву, командующему войсками Северо-Кавказского военного округа Геннадию Трошеву, первому заместителю главкома Сухопутных войск Александру Морозову. Предупреждён о неполном служебном соответствии первый заместитель командующего войсками Северокавказского военного округа Владимир Булгаков, и.о.командующего группировкой войск в Чечне Сергей Макаров. Ещё ряд высокопоставленных военных получили различного рода служебные взыскания, а командующий армейской авиацией Виталий Павлов представлен к увольнению с военной службы.



Просмотров: 2608


<<< Катастрофа Ми-24 в Пугачёве 3 февраля 2009 года