Авиация Лебедев, Владимир Александрович - Промышленная деятельность В. А. Лебедева

22 января 2011


Оглавление:
1. Лебедев, Владимир Александрович
2. Промышленная деятельность В. А. Лебедева
3. Таганрогский период В. А. Лебедева
4. Семья



Наряду с работой в лётной школе В. А. Лебедев всё больше начинает уделять внимание коммерческим делам. В этом он находит большую поддержку у своего брата профессора Горного института Алексея Александровича Лебедева, активного деятеля Императорского Всероссийского аэроклуба, члена редколлегии журнала «Вестник Воздухоплавания», с 1910 года преподававшего курс авиационных двигателей на кораблестроительном факультете Петербургского политехнического института имени Петра Великого, где был создан курс по подготовке инженеров по воздухоплаванию.

Братья Лебедевы и С. А. Ульянин взяли на себя инициативу по организации Петербургского товарищества авиации. Но, не имея собственных капиталов, они приняли в дело петербургского коммерсанта Ломача. Так возникло Петербургское товарищество «Ломач и К». Товарищество располагало весьма скромными средствами, что не помешало предприимчивому В. А. Лебедеву разослать по всем странам извещения о его организации и готовности принимать заказы на самолеты.

Когда в конце 1910 года у военного лётчика подполковника С. А. Ульянина возникла интересная идея «складного самолёта», то есть создание разборного самолёта, который можно легко и быстро собрать и разобрать и в разобранном виде перевозить за войсками и приводить в действие всего за два часа, то осуществить эту идею взялся Владимир Лебедев и его коллеги из Петербургского товарищества авиации. За основу взяли привезенный Лебедевым из Парижа аэроплан «Фарман — IV». Самолёт проектировало конструкторское бюро ПТА в составе Н. В. Ребрикова, В. Ф. Савельева и П. А. Харламова. Строил самолет столяр Рогов. Все работы были проведены быстро и успешно и уже 25 января 1911 года самолёт был закончен постройкой и вскоре был показан на выставке. Выставка была приурочена к I Всероссийскому воздухоплавательному съезду и торжественно открылась 10 апреля в Михайловском манеже. Здесь были представлены новые конструкции аэропланов всемирно известных фирм «Бреге», «Ньюпор»… Успех на выставке был несомненный, жюри присудило малую золотую медаль Петербургскому товариществу авиации за биплан «ПТА».

Вскоре В. А. Лебедев сам и испытал самолёт в воздухе. Самолёт летал весьма успешно и при этом не уступал обычному «Фарману». Сидение лётчика было обнесено обтекателем, имевшим вид кабины. Самолёт был выполнен в двух экземплярах и получил название военный биплан «ПТА № 1». Любопытно «что один из них имел под нижним крылом надувные резиновые мешки на случай посадки на воду. Возможно, уже тогда у В. А. Лебедева появились замыслы создать собственное дело по строительству гидропланов. Продолжая заниматься лётной работой, В. А. Лебедев все больше внимание уделяет коммерческой деятельности. В 1912 году он при поддержке московского купца М. К. Ушкова заключает в Париже договор с французским инженером и предпринимателем Люсьеном Шовьером, по которому получает исключительное право на изготовление и продажу в России воздухоплавательных винтов и других видов пропеллеров, как, например, для аэропланов и дирижаблей.

Так начиналась промышленная деятельность Лебедева. Вскоре в Петербурге на Офицерской улице была открыта мастерская по изготовлению и ремонту винтов французского типа „Интеграл“ Шовьера. 1 января 1912 года Лебедев заарендовал у провизора А. А. Дерингера фабричное помещение для производства авиационных предметов сроком на два года. Одновременно он предполагает собирать здесь же части самолета „Депердюссен“. Параллельно организует другую мастерскую по ремонту моторных лодок, а также берёт подряд на строительство тележки для перевозки самолета „Ньюпор-IU“ в разобранном виде.

1 мая 1913 года отвечая на запрос Министерства торговли и промышленности, Лебедев сообщает, что организует „Санкт-Петербургское Товарищество В. А. Лебедев и К“. А уже в конце 1913 года возникло новое акционерное общество, которое, как указывалось в Уставе его, учреждалось для дальнейшего развития существующего в Петербурге завода предметов воздухоплавания, для постройки всякого рода летательных аппаратов, для эксплуатации привилегий на изобретения в области воздухоплавания и т. д.

В апреле 1914 года В. А. Лебедев арендует участок земли близ Комендантского аэродрома и начинает строить производственные здания. Так было положено начало его первого авиационного завода. В том же году В. А. Лебедев уже сумел получить ряд государственных заказов на строительство и испытания нескольких типов самолётов, в основном — аэропланы иностранных типов. Сначала французский самолет „Депердюссен-разведчик“. Это был двухместный среднеплан с мотором „Тном-Мососупан“ мощностью в 80 л.с. Он обладал неплохими данными и на конкурсе военных аэропланов 1913 года занял третье место. На заводе В. А. Лебедева было построено 63 самолета. Кроме того, в 1915 году строятся два таких самолёта в поплавковом варианте.

В апреле 1915 года Лебедев добивается заказа на строительство и поставку морскому ведомству 31 гидроаэроплана типа „Ф. Б. А.“. Строительство этих гидропланов продолжалось до конца 1916 года. В то время одним из лучших самолётов считался по праву аэроплан конструкции братьев Вуазен. На своем Петроградском заводе В. А. Лебедев строил самолеты типа „Вуазен“ в модификациях L, LA, LAS. Его завод в Петрограде развивался довольно быстро, и уже в 1915 году на нём трудилось несколько сот человек, а в 1916 году уже 867 работающих. Завод занимал значительную по тем временам площадь в 25 тысяч квадратных саженей и превосходил заводы Щетинина и „Дукс“. На полученные от государства субсидии В. А. Лебедеву удалось в течение 1914—1918 построить завод общей площадью каменных зданий — 211 кв. саженей и деревянных — 3359 кв. саженей. На заводе было установлено 55 двигателей разной мощности и 37 станков. Уже в первый год своего существования на заводе было построено 47 различных самолетов, в 1915 году — 187, а в 1918 году сдано заказчикам 227 самолетов.

Летом 1915 года во время боевых действий на Балтике был захвачен немецкий самолёт „Альбатрос“ с мотором в 150 л.с. в исправном состоянии. Лебедев сумел убедить передать самолёт ему на завод и вскоре трофейный „Альбатрос“ был доставлен на Комендантский аэродром. На заводе этот самолет стали копировать, несколько видоизменяя его применительно к различным моторам. Уже осенью того же года глава фирмы выбивает заказ в Морском Генеральном Штабе на переделку партии французских сухопутных самолетов типа „Морис-Фарман“ на морские. Заказ был успешно выполнен, все самолеты были поставлены в срок.

За годы войны завод значительно вырос. Его оборудование серьёзно обновилось. В 1916 году завод уже располагал деревообделочным механическим, слесарным, сборочным, малярным, сварочным, сушильным цехами и столярной мастерской. Число работающих перевалило за тысячу и продолжало расти. Но ограниченность территории затрудняли дальнейшее расширение завода. В. А. Лебедев, используя момент, подает прошение в Правительство с просьбой разрешить и ему строительство новых авиационных заводов в других местностях России. И вскоре получает высочайшее разрешение.

Он, не мешкая, покупает земельные участки в Пензе и Ярославле, где начинает строить авиационные заводы и завод винтов. В ноябре 1916 года постройка Пензенского завода была завершена, и там началось производство винтов. Однако здесь Лебедева ожидают трудности: недостаток рабочей силы, отсутствие топлива, серьёзные транспортные проблемы и, наконец, сложные климатические условия. И его взор устремляется на юг. Он уже давно присматривается к Таганрогу…



Просмотров: 3791


<<< Ларош, Раймонда де
Лилиенталь, Отто >>>