Авиация МиГ-29 - Эксплуатация

01 июля 2011


Оглавление:
1. МиГ-29
2. Конструкция
3. Модификации
4. Эксплуатация
5. Катастрофы
6. Боевое применение
7. Тактико-технические характеристики



Текущая ситуация

На данный момент ВВС России эксплуатируют 270 МиГ-29, ВМФ России имеет 40 истребителей МиГ-29. 5 декабря 2008 года в Забайкальском крае в районе аэродрома Домна при выполнении учебного полета разбился истребитель МиГ-29. Пилот подполковник Валерьян Кокарев погиб. Расследование показало, что причиной катастрофы явилось разрушение хвостового оперения самолёта при перегрузках, которые превышали допустимые. Полеты самолётов МиГ-29 в России были временно приостановлены, сообщается, что со всех самолётов было демонтировано хвостовое оперение и отправлено на завод-производитель. Проведенный осмотр всего парка самолётов этого типа выявил наличие трещин и расслоения металла в силовых элементах планеров с ещё не истёкшим ресурсом.

4 февраля 2009 года принято решение о возобновлении полетов части парка истребителей МиГ-29. К полетам допущены те истребители, осмотр которых не выявил наличия коррозии, ставшей, по предварительным данным, причиной катастрофы 5 декабря 2008 года. Рассматривается проект модернизации истребителей силами МАПО «МиГ» для возвращения в строй машин с устранёнными недостатками. Ресурс планера истребителя составляет 2,5 тыс. лётных часов, или 20 лет службы, на 2009 год ресурс планеров некоторых из них уже составляет более 25 лет. ВВС России получили 34 новых МиГа из несостоявшегося алжирского контракта. В 2010 году была поставлена заключительная партия из трех самолётов, таким образом в течении 2008—2010 гг в ВВС поступило 28 МиГ-29СМТ и 6 МиГ-29УБТ. Новые истребители дислоцируются на 6963-й авиабазе под Курском.


Угон

20 мая 1989 года капитан Александр Зуев, усыпив коллег тортом со снотворным, перелетел на МиГ-29 в Турцию. Самолёт, во избежание конфликтной ситуации, был возвращён в СССР, пилот получил политическое убежище в США. Впоследствии Зуев написал автобиографическую книгу «Fulcrum: A Top Gun Pilot’s Escape from the Soviet Empire».

Места дислокации

  • 6963-ая авиабаза — Курск-Восточный
  • 6969-ая авиабаза — аэродром Миллерово
  • 28-й иап — аэродром Андреаполь — расформирован
  • 31-й иап — аэродром Зерноград — расформирован
  • 6982-ая авиабаза — аэродром Домна
  • 63530-ая авиабаза Эребуни

Стоит на вооружении

Страны, имеющие МиГ-29 на вооружении. Тёмно-красным цветом обозначены страны, в которых МиГ-29 состоял на вооружении ранее

Список составлен в основном по следующим источникам: Д. Дональд, Дж. Лейк. Энциклопедия военной авиации; Беляев В. В. Российская современная авиация; Фронтовой истребитель МиГ-29; Greg Goebel. The Mikoyan MiG-29 «Fulcrum».

  • Россия — около 310 самолётов. На многих самолётах наблюдались проблемы с коррозией хвостового оперения. 90 были забракованы..
МиГ-29 ВВС Германии
  • Алжир — 25 на 2010 год . первые самолёты получены в 1994 году. В марте 2006 года был подписан контракт на поставку 28 МиГ-29СМТ и 6 двухместных МиГ-29УБТ. В том же году начались поставки истребителей, однако уже в следующем году, после поставки 15 МиГ-29, ВВС Алжира отказались от дальнейших поставок и решили вернуть уже поставленные истребители, ссылаясь на низкое качество поставленных машин. В феврале 2008 года «Рособоронэкспорт» заключил с Алжиром договор о возврате истребителей. Возвращённые и находившиеся в производстве самолёты закуплены Министерством Обороны РФ для ВВС РФ.
  • Бангладеш — в 1999 году получено 8 самолётов.
  • Белоруссия — 41 на 2010 год после распада СССР осталось около 100 самолётов. Часть из них продана Алжиру, Перу и Эритрее. К 2000-м годам в строю находилось 40—50 самолётов.
  • Болгария — 20 на 2010 год в 1990 году получено 22 самолёта. Состоят на вооружении двух истребительных авиаполков. В марте 2006 года подписано соглашение с РСК «МиГ» о капитальном ремонте и модернизации 16 истребителей. К концу мая 2009 года контракт был полностью выполнен.
МиГ-29 Польских ВВС
  • Вьетнам — в 2010 году получено 4 МиГ-29СМТ
  • Венгрия — с 1993 года получено 28 самолётов в счёт погашения долга СССР, самолёты поступили на вооружение 47-го истребительного авиаполка. В настоящее время МиГ-29 стоят на вооружении 59-ой тактической авиабазы. 13 самолётов данного типа в 2007—2008 году прошли капитальный ремонт под контролем РСК «МиГ». 21 декабря 2010 года правительство Венгрии объявило о намерении модернизировать и после этого выставить на аукцион последние двенадцать МИГ-29, оставшиеся на вооружении ВВС Венгрии. По состоянию на 2010 год, полеты на МИГ-29 год уже не осуществляются. .
  • Индия — 48 на 2010 год первая зарубежная страна, получившая МиГ-29. С 1986 года поставлено, по различным оценкам, около 70—80 самолётов. Кроме этого, в 2004 году Индия заказала 16 палубных истребителей: 12 одноместных МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ. В 2008 году утверждён план о закупке ещё 29 истребителей.
  • Иран — 35 на 2010 год с 1990 года получено, по разным данным, 14 или 17 машин. Ещё какое-то число МиГ-29 перелетело из Ирака во время войны 1991 года и поставлено на вооружение.
МиГ-29 ВВС Украины на боевом дежурстве
  • Йемен — 18 на 2010 год в 90-х приобретено 4 МиГ-29 Молдавии. В 2001 с РСК «МиГ» подписан контракт на поставку 14 МиГ-29СЭ, переданых Йемену в 2002—2003, а в 2006—2007 годах модернизированых до уровня МиГ-29СМТ. В 2003 приобретено ещё 6 МиГ-29СМТ, эти самолёты были поставлены Йемену в 2004—2005 годах.
  • Казахстан — 39 на 2010 год после распада СССР осталось около 20 самолётов. В середине 90-х наряду с другими самолётами, в обмен на 40 стратегических бомбардировщиков Ту-95, было передан 21 истребитель МиГ-29. В настоящий момент на вооружении казахстанских ВВС находится от 40 до 50 МиГ-29.
  • КНДР — 35 на 2010 год с 1988 года получено 30 самолётов. Состоят на вооружении 57-го истребительного авиаполка.
  • Куба — c 1989—1990 годов получено небольшое количество. Состоят на вооружении 1-й эскадрильи.
МиГ-29 сербских ВВС. Изображённая на фотографии машина была потеряна в авиакатастрофе в июле 2009 года
  • Малайзия — 18 на 2010 год в 1993 году между Россией и Малайзией был заключен ряд соглашений, итогом которых стало начало поставок истребителей МиГ-29. Первые самолёты заказчик получил в 1995 году, а всего было получено 18 самолётов. Сумма контракта составила 600 млн долларов, то есть более 30 млн долларов за самолёт. Состоят на вооружении 17-й и 19-й истребительных эскадрилий ПВО. За время эксплуатации были потеряны две машины. Из-за дороговизны обслуживания министерство обороны Малайзии планирует снять МиГ-29 с вооружения к концу 2010 года.
  • Молдавия — из 36 истребителей авиационного полка Черноморского флота, находящихся в Молдавии, один был продан Румынии, 4 Йемену и 21 МиГ-29 за 40 млн долларов приобрели США в 1997 году.
  • Мьянма — 10 на 2010 год. В 2001 году подписан контракт на поставку 12 МиГ-29, включая 2 двухместные машины. Подержанные истребители обошлись Мьянме в 130 млн долларов, по условиям контракта, налёт каждого самолёта не должен превышать 50 часов. В 2009 году продано еще 20 МиГ-29 на сумму 400 млн евро .
МиГ-29 ВВС Словакии
  • Перу — 20 на 2010 год в 1996 году в Белоруссии закуплены 16 одноместных МиГ-29С и 2 двухместных МиГ-29УБ; в 1998 году в России закуплены 3 новых МиГ-29СЭ. Ныне эксплуатируются 19 истребителей. В 2008 году подписан контракт на модернизацию всех 19 истребителей..
  • Польша — 32 на 2010 год в 1989—1990 годах получено 12 самолётов. Позднее 10 самолётов получено из Чехии и ещё 22 — из ФРГ.
  •  Сирия 40+ самолётов на 2010 год .
МиГ-29УБ ВВС Молдавии
  • Словакия — 22 на 2010 год после распада Чехословакии осталось 10 самолётов. В 1994-96 годах, в счет уплаты российского долга получено 12 МиГ-29С и 2 МиГ-29УБ. До 2005 года, в результате лётных происшествий было потеряно три одноместных МиГ-29. В 2004—2007 двенадцать самолётов модернизированы РСК «МиГ» в кооперации с компаниями Collins и BAE Systems до стандартов НАТО. Состоят на вооружении 1-го истребительного авиаполка ВВС Словакии.
  • Судан — 23 на 2010 год с 2003 года поставлено 12 самолётов. Ещё 12 машин закуплено в 2008 году, при этом «Рособоронэкспорт» опроверг информацию о сделке, но затем факт закупки был подтверждён министром обороны Судана.
  • Туркмения — 24 на 2010 год после распада СССР осталось, по разным данным, от 22 до 25 самолётов.
  • Узбекистан — 30 на 2010 год после распада СССР осталось 36 самолётов.
  • Украина — 80 на 2010 год после распада СССР осталось около 230 самолётов. Сообщалось, что на 2005 год в строю находилось 217 МиГ-29.
  • Шри-Ланка — в 2008 году поставлено 5 самолётов.
  • Эритрея 10 на 2010 год .
  • Югославия — в 1987 году получено 16 самолётов. После распада страны все самолёты достались ВВС Союзной Республики Югославия. Большинство было потеряно в войне 1999 года, к 2008 году на вооружении 127-й истребительной эскадрильи оставалось 5 самолётов, прошедших модернизацию.

Стоял на вооружении

  • СССР
  • Германия — с 1988 года ГДР получила 24 самолёта. После объединения Германии эти самолёты находились на вооружении 73-й эскадры и прошли модернизацию. Один самолёт был потерян, остальные сняты с вооружения и переданы Польше в 2003—2004 годах.
  • Ирак — по разным данным, с 1987 года получено примерно 40—50 самолётов. Значительная часть потеряна в войне 1991 года, некоторые самолёты оставались на вооружении до американской оккупации в 2003 году.
  • Румыния — в 1989 году получено от 10 до 14 истребителей и 2 учебно-боевых самолёта. В 2003 году министерство обороны страны приняло решение прекратить эксплуатацию самолётов этого типа.
  •  Чехословакия — в 1989 году получено 20 самолётов. После распада страны, в 1992, самолёты разделены поровну между Чехией и Словакией.
  • Чехия — после распада Чехословакии осталось 10 самолётов. В марте 1994 года в результате пожара была уничтожена единственная спарка Чешских ВВС, после чего подготавливать новых пилотов МиГ-29 стало не на чем. В 1995 году 9 оставшихся истребителей переданы Польше в обмен на вертолёты W-3_Sokół.


Просмотров: 12338


<<< МиГ-110
МиГ-29К >>>