Авиация Ту-123

01 июля 2011


Оглавление:
1. Ту-123
2. Конструкция
3. Эксплуатация



Схема планера БЛА Ту-123 «Ястреб»

сверхзвуковой дальний беспилотный разведчик производства КБ Туполева. Предназначен для ведения фото- и радиоразведки на дальность до 3200 км. Построен на основе опытного беспилотного ударного самолёта-снаряда Ту-121. Другое обозначение: ДБР-1.

История

Проект "самолёта 123" предусматривал межконтинентальный сверхзвуковой беспилотный самолёт-снаряд с термоядерным зарядом, созданный на базе "самолёта 121". Отличие "123-го" было в больших размерах и более мощном ТРДД НК-6, астроинерциальной системой управления. Также был проработан эскизный проект "самолёта 133" с дополнительными подвесными топливными баками. Все работы по 121, 123 и остальным аналогичным проектам были прекращены как бесперспективные и было решено развивать ударные системы на основе баллистических ракет. Название "самолёт 123" перешло к новому проекту БПЛА - разведывательному.

Разработка БПЛА Ту-123 была начата в ОКБ-156 А.Н.Туполева в 1960 году, а точнее, в новом подразделении "отдел К". 16 августа 1960 года вышло Постановление СМ СССР о создании беспилотного самолёта-разведчика ДБР-1 "ястреб". В отличие от исходного самолёта И121К, в соответствии с новым назначением разведывательный БПЛА должен был быть оборудован аппаратурой фото- и радиоразведки, системами привода в заданную точку и спасения полученных разведывательных материалов. Дополнительно КБ поручалось проработать возможность многоразового использования этого беспилотника.

Новый самолёт-разведчик получил обозначение И123К или ДБР-1. Заводские испытания были закончены в сентябре 1961 года, а государственные — в декабре 1963 года. Постановлением Совета Министров СССР N 444—178 от 23 мая 1964 года система дальней беспилотной фото- и радиотехнической разведки ДБР-1 «Ястреб» была принята на вооружение ВВС СА. Серийное производство осуществлялось в Воронеже, на заводе №64, с 1964 по 1972 г. Всего было изготовлено 52 изделия.

Система состояла на вооружении разведывательных подразделений ВВС, дислоцировавшихся в западных приграничных военных округах, до 1979 года. Теоретически разведчики могли выполнять задачи над всей центральной и западной Европой, хотя реальных полётов БПЛА над этой территорией не выполнялось. Тем не менее, запуски этих БПЛА в ходе учений неоднократно подтверждали высокую надёжность и заявленные лётно-технические характеристики. А после принятия на вооружение разведчика МиГ-25Р комплексы ДБР-1 постепенно стали снимать с эксплуатации.



Просмотров: 2377


<<< Ту-121
Ту-141 >>>