Авиация Ульяновский авиационно-промышленный комплекс, предыстория создания - Для нового широкофезюляжного ВТС Ан-124 необходим новый завод

22 января 2011


Оглавление:
1. Ульяновский авиационно-промышленный комплекс, предыстория создания
2. Предыстория создания
3. Для нового широкофезюляжного ВТС Ан-124 необходим новый завод
4. История строительства УАПК



Киев приступает к сборке опытных экземпляров Ан-124

Первый опытный экземпляр самолёта Ан-124 решено было строить на КМЗ и Киевском авиазаводе, где до этого серийно производились Ан-24 и Ан-26. Для этого в Киеве с 1973 г. началось возведение огромного производственного корпуса с пролетом до 100 м. Для выпуска Ан-124 была задействована широкая кооперация между всеми заводами-смежниками. Шасси делали в Куйбышеве, двигатели изготавливались в Запорожье, ВСУ — в Ступино, гидравлика — в Москве и Харькове. Всего в изготовлении комплектующих участвовало около 100 заводов. Но главным партнером двух киевских предприятий выступило Ташкентское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова, изготовившее консоли крыла, центроплан и крупногабаритные детали поперечного набора фюзеляжа. Из Ташкента в Киев готовые агрегаты перевозились на спине Ан-22. Первый полёт первого опытного Ан-124 «Руслан» состоялся 24 декабря 1982 года с аэродрома Святошино. Всего в Киеве было построено 19 из 56 самолётов Ан-124 различных модификаций. Однако ещё с самого начала было очевидным, что в связи с отсутствием в Киеве необходимых производственных мощностей, для успешного выполнения программы по ВТС в полном объёме основное серийное производство Ан-124 нужно разворачивать в другом месте.

П. В. Дементьев выступает инициатором создания авиакомплекса в районе г. Ульяновска

Летом 1974 года в Ульяновск прилетел министр авиационной промышленности Петр Васильевич Дементьев. Он собрал совещание с первым секретарем Ульяновского областного комитета КПСС Анатолием Скочиловым, пригласили также строителей. Один из них, инженер Геннадий Анциферов, автор книги «Трудное счастье строителя», прекрасно помнит тот день: «Вопрос для нас оказался совершенно неожиданным. Дементьев предложил строить в Ульяновске крупнейший в стране авиационный завод. Министр намекнул, что, так как он сам родом из Симбирска, то ему хотелось бы сделать родному городу подарок, разместив здесь это суперпредприятие». Конечно, решение должно было быть принято в Госплане, с учетом государственной стратегии, необходимым техническим и экономическим обоснованием. Вообще производства такого масштаба разрешалось возводить только за Уралом и лишь в исключительных случаях — в европейской части страны. МАП решило, что Ульяновск должен стать таким исключением. 16 апреля 1975 г. по предложению министра авиационной промышленности П. В. Дементьева и поддержке министра обороны Д. Ф. Устинова выходит в свет Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о строительстве авиакомплекса по выпуску крупнофюзеляжных самолётов в районе города Ульяновска.

О. К. Антонов и А. С. Сысцов входят в комиссию по выработке конкретных предложений

В состав комиссии, которой предстояло проанализировать возможные варианты решения поставленной задачи и сформулировать конкретные предложения по размещению нового авиакомплекса, вошёл Аполлон Сергеевич Сысцов, главный инженер ТАПОиЧ, а также сам «виновник торжества» Генеральный конструктор «Руслана» Олег Константинович Антонов. Во второй половине апреля 1975 года в г. Ульяновск вместе с Олегом Константиновичем прибыла группа специалистов, в числе которых были первый заместитель генерального конструктора КБ Антонова П. В. Балабуев, начальник производства О. Г. Котляр, главный технолог И. В. Павлов, председатель завкома П. П. Максаков, другие ведущие конструктора и авиастроители. Сохранились фотодокументы того времени, на которых запечатлены рабочие моменты осмотра авиаспециалистами места будущего размещения УАПК — голой степи на левом берегу Волги в районе г. Ульяновск, относящиеся предположительно к 16—28 апреля 1975 года.

МАП принимает окончательное решение о строительстве УАПК

28 апреля 1975 г. министр авиапромышленности СССР П. В. Дементьев подписывает приказ о строительстве на левом берегу Волги города Ульяновска комплекса из трёх заводов — самолётостроительного, агрегатного и приборостроительного. В планах было также строительство станкостроительного завода, заводов по производству авиационных двигателей и товаров народного потребления. Генеральным директором нового предприятия был назначен Сысцов Аполлон Сергеевич, который ранее занимал должность главного инженера Ташкентского авиационного производственного объединения имени В. П. Чкалова. Впоследствии стал министром авиационной промышленности СССР. 1 сентября 1975 г. на основании Распоряжения Совета Министров СССР № 1784-рс от 05.08.1975 г. был выпущен приказ МАП СССР № 350 «О строительстве в г. Ульяновске авиационного промышленного комплекса». В сентябре 1975 года была создана дирекция строящегося УАПК с функцией заказчика. Первыми работниками предприятия стали Матросов А. И., Утюж А. Б., Полежаев Н. С. и Куприянов Ю. А..



Просмотров: 11711


<<< Научные Чтения памяти К. Э. Циолковского
Уравнение существования летательного аппарата >>>