Авиация Ульяновский авиационно-промышленный комплекс, предыстория создания - История строительства УАПК

22 января 2011


Оглавление:
1. Ульяновский авиационно-промышленный комплекс, предыстория создания
2. Предыстория создания
3. Для нового широкофезюляжного ВТС Ан-124 необходим новый завод
4. История строительства УАПК



В течение 1975—1976 годов осуществляется геодезическая разбивка главных корпусов и цехов завода и жилого массива в чистой степи на левом берегу Волги в районе г. Ульяновска. Создание базы стройиндустрии, начало строительства бетонорастворного завода, завода ЖБИ, комплекса подрядных строительных организаций в Заволжском районе г. Ульяновска, выдача первого кубометра бетона. Возведение первых вспомогательных цехов на временных площадях, забивка первой сваи заводского корпуса. 10 июня 1976 г., после проведения геодезической разметки, был вбит первый колышек под свайный фундамент первого корпуса будущего авиагиганта — эта дата стала официальным днем рождения Ульяновского авиационного промышленного комплекса им. Д. Ф. Устинова, ныне ЗАО «Авиастар-СП».

Строительство будущего авиагиганта, развернутое на левом берегу Волги, по своей масштабности, промышленному и архитектурному решению практически не имело себе равных и было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Работа велась по многим глобальным направлениям. Одновременно строились завод и громадный жилой массив. Непрерывно шёл набор кадров со всех концов страны, а также их обучение, повышение квалификации на родственных предприятиях СССР. Высшие и средне-специальные учебные учреждения Ульяновска, а также построенные в новом городе Учебный центр, авиационные техникум и лицей; а затем и институт вели усиленную подготовку кадров для самолётостроения. 1977—1980 гг. — ввод первого пускового комплекса — рождение самолётостроительного завода, запуск технической документации на производство самолёта Ан-124 «Руслан», строительство новых корпусов и цехов авиакомплекса, параллельное строительство объектов соцбыта Нового города. Согласно сохранившимся документам, на сооружении гиганта по выпуску самолётов семейства «Руслан» с 1977 г. были задействованы два монтажно-строительных управления треста «Гидромонтаж» — № 14 и № 62. Ими были проведены весьма ответственные работы: «поставлен» механический завод и начат монтаж на объектах вертолётного завода, а также оказана большая помощь сельскохозяйственным предприятиям Ульяновской области. С 1977 г. по 1991 г. на производственных площадях в 900 тыс. кв. метров в период были выполнены большие объёмы работ более чем на 40 корпусах на монтаже технологического оборудования, санитарно-технических систем, промышленной вентиляции, было проложено 98600 метров инженерных коммуникаций.

Большой вклад в строительство гиганта авиационной промышленности — Ульяновского авиационно-промышленного комплекса был внесен трестом Ульяновсктрансстрой. Были построены: станция «Промышленная» на 13 железнодорожных станционных путей с горочным парком, локомотивным депо, компрессорной, постами ЭЦ и экипировочным хозяйством; подъездные пути к станции Железнодорожная; станция ТЭЦ; станция Заводская со станционными путями. Осуществлялось также строительство аэродромного комплекса: это средства взлета и посадки, контрольно-диспетчерский пункт, топливохранилище и другие объекты. Подразделения треста «Ульяновсктрансстрой» строили не только железные дороги и аэродромы, но и принимали участие в строительстве таких необходимых для Ульяновска объектов как транспортные ворота города: железнодорожный и речной вокзалы, здание аэропорта с комплексом гостиниц и других обустройств. Коллектив треста «Ульяновсктрансстрой» построил уникальный для города Ульяновска объект: Центр гражданской авиации для подготовки летного состава стран членов СЭВ. В него вошли такие крупные здания, как гостиница на 700 мест, учебно-лабораторный корпус, тренажерный корпус, медсанчасть, столовая и другие.

Первый заводской цех — «инструментальный» начал работать в «финском» ангаре на Верхней Террасе, в марте 1980 г. началась наладка станков. К концу 1980 года на Ульяновском авиационно-производственном комплексе создано «Производство наземных и летных испытаний».

В марте 1981 г. в строй действующих были введены цеха производства технической оснастки. В апреле 1981 г. к ним добавились цеха механосборочного производства. К концу 1981 года начали действовать два крупных цеха агрегатно-сборочного производства: 174 и 277.

Всё это позволило в ноябре 1981 года заложить в стапели АСП фюзеляж первого Ан-124.

В 1983 году сдана в эксплуатацию уникальная взлетно-посадочная полоса длиной 5100 м и шириной 105 м.. В 1983 году «Производство наземных и летных испытаний» УАПК преобразовано в «Летно-испытательный комплекс».

Март 1984 г. — подписан Приказ о серийном производстве военно-транспортного самолёта Ан-124. 10 октября 1985 года — осуществлена выкатка первой машины АН-124 «Руслан» из цеха окончательной сборки. 30 октября 1985 года осуществлён первый контрольно-испытательный полёт первого военно-транспортного самолёта самолёта Ан-124, выпущенного Ульяновским авиационным промышленным комплексом, который продолжавшийся 1 час 55 минут. 1986—1990 гг. — сдача 1-й очереди завода. 6 июня 1991 года — первый полет первого серийного гражданского самолёта Ан-124-100 «Руслан». В 1991 году ЛИК преобразован в «Аэродромный комплекс». 26 ноября 1991 года Постановлением Правительства РСФСР № 23 получено разрешение на право выполнения международных полетов отечественных и зарубежных воздушных судов через аэродромный комплекс «Ульяновск — Восточный». 1992 г. — преобразование УАПК им. Д. Ф. Устинова в акционерное общество «Авиастар». Документы подписаны Президентом РФ Б. Н. Ельциным. А в октябре 1993 г. Авиарегистр МАК выдал ОАО «Авиастар» «Свидетельство об одобрении производства» на выпуск самолётов Ан-124-100 «Руслан». 1994 г. — производство самолётов Ан-124 «Руслан» было остановлено.

Как итог, Ульяновский авиакомплекс был признан образцом промышленной архитектуры того времени. Имеющиеся мощности и система построения технологического процесса ЗАО «Авиастар-СП» рассчитана на серийный выпуск до 50 воздушных судов в год. Производственные корпуса предприятия расположены на площади 318 га, а с учетом территории аэродромного комплекса — 1 054 га.



Просмотров: 8375


<<< Научные Чтения памяти К. Э. Циолковского
Уравнение существования летательного аппарата >>>