Авиация Управление вектором тяги - Принцип действия и конструкция струйного сопла УВТ для двигателя.

23 января 2011


Оглавление:
1. Управление вектором тяги
2. Газодинамическое управление вектором тяги
3. Принцип действия и конструкция струйного сопла УВТ для двигателя.



Конструкции струйных сопел отличаются разнообразием силовых и газодинамических схем.

Рассмотрим конструкцию с использованием расширяющейся сверхзвуковой частью сопла для создания боковой силы тяги. С этой целью выходной раструб сопла переводится в режим перерасширения и с одной из сторон сопла, на его боковой поверхности открываются отверстия для доступа атмосферного воздуха. При этом струя из двигателя прилипает к противоположной стороне сопла.

Схема и принцип действия струйного сопла показаны на рис. 5 и рис. 6.

Рис.5: Схема струйного сопла УВТ. 1 - двигатель; 2 - сужающаяся часть сопла с входными внутренними створками; 3 - расширяющаяся часть сопла с выходными внутренними створками; 4 - наружные кронштейны регулируемого сопла; 5 - приводы регулируемого сопла с тягами; 6 - приводы расширяющейся части сопла; 7 - приводы заслонок на створках регулируемого сопла; 8 - заслонки подвижные, управляемые.

Образование управляющих сил обеспечивается следующим порядком операций.


На первой фазе работы сопла увеличивают угол отклонения створок расширяющейся части сопла - угол α установки выходных створок расширяющейся части 3 сопла. На второй фазе, на режиме образования управляющих усилий на части поверхности сопла открывают заслонки 8 для поступления атмосферного воздуха на части боковой поверхности расширяющейся части сопла 3. На рис.6 показан вид А и направления втекания атмосферного воздуха через открытые отверстия с заслонками на части боковой поверхности. Переключение заслонок 8 на противоположной половине боковой расширяющейся части сопла приводит к отклонению струи и вектора тяги двигателя на угол β в противоположном направлении.


Для создания управляющих усилий в двигателе со сверхзвуковым соплом можно несколько изменить сверхзвуковую часть уже существующего сопла. Эта относительно несложная модернизация требует минимального изменения основных деталей и узлов исходного, штатного сопла.

При проектировании большая часть узлов и деталей модуля сопла могут не изменяться: фланец крепления к корпусу двигателя, основной корпус, основные гидроприводы с узлами крепления, рычагами и кронштейнами, а также створки критического сечения. Изменяются конструкции надстворок и проставок расширяющейся части сопла, длина которых увеличивается, и в которых были выполнены отверстия с поворотными заслонками и гидроприводами. Кроме этого изменяется конструкция внешних створок, а пневмоцилиндры для них заменяются гидроцилиндрами, с рабочим давлением до 10 МПа.

Рис.6:Схема струйного сопла УВТ.




Просмотров: 2569


<<< Угол атаки
Управление воздушным движением >>>