Авиация Утка (аэродинамическая схема)

24 февраля 2011


Оглавление:
1. Утка (аэродинамическая схема)
2. Похожие схемы



Rutan Model 61 Long-EZ. Пример самолёта построенного по аэродинамической схеме «утка».

аэродинамическая схема, при которой у летательного аппарата органы продольного управления расположены впереди крыла. Названа так, потому что первые самолёты, сделанные по этой схеме — райтовский «Флайер» и «14-бис» Сантос-Дюмона — напомнили очевидцам утку.

Преимущества

Схема «утка» обеспечивает управление по тангажу без потерь подъемной силы на балансировку, т.к. подъемная сила ПГО совпадает по направлению с подъемной силой основного крыла, в отличие от нормальной аэродинамической схемы, при которой заднее горизонтальное оперение создает отрицательную подъемную силу. Тем не менее, «утки» практически не используются в чистом виде из-за присущих им серьезных недостатков.

Недостатки

Самолеты, сбалансированные по аэродинамической схеме "Утка" имеют серьезный недостаток, который называется "тенденция к клевку". Из-за скоса потока за передним горизонтальным оперением угол атаки на крыле меньше, чем на ПГО, поэтому по мере увеличения угла атаки срыв потока начинается сначала на ПГО. Это вызывает уменьшение подъемной силы на нем, что сопровождается опусканием носа самолета, особенно опасным на взлете и посадке. Так же расположенное спереди подвижное горизонтальное оперение способствует увеличению эффективной площади рассеяния самолета, а потому считается нежелательным для самолетов пятого поколения, выполненных с соблюдением технологий радиолокационной малозаметности.



Просмотров: 3619


<<< Триплан
К-36ДМ >>>